А. Подача уведомления в FDA об отзыве продукции
В уведомление об отзыве рекомендуем включить следующую информацию:
- ИНФОРМАЦИЯ О ПРОДУКЦИИ:
- наименование продукции (включая торговую марку и генерическое название);
- номер(а) модели, каталожный номер (каталожные номера) или порядковый номер (порядковые номера) продукции;
- описание продукции;
- уточните, что представляет собой продукция — порошок, жидкость, таблетки, капсулы и т.д.;
- уточните сферу применения или показания;
- если товар скоропортящийся, уточните предполагаемый срок хранения;
- уточните тип упаковки товара (например, коробка, эластичный пластик, стекло);
- предоставьте ДВА КОМПЛЕКТА ВСЕХ ВИДОВ упаковки для регионального координатора по вопросам отзыва в Вашей местности. В комплект вложите
- маркировку продукции (включая все этикетки торговых сетей, дистрибьюторов и дилеров);
- этикетку первичной упаковки;
- этикетку ящика (принимается и фотокопия);
- вкладыши в упаковку продукции;
- инструкции по применению;
- рекламные материалы (при наличии).
Дополнительная информация, которую необходимо предоставить при отзыве лекарственных средств:
- номер, присвоенный заявке на регистрацию нового, генерического или ветеринарного препарата;
- номер препарата в Национальном реестре кодов лекарственных средств;
- укажите к какой группе относится препарат — рецептурной или безрецептурной;
- дозировку;
- способ введения.
Дополнительная информация, которую необходимо предоставить при отзыве изделий медицинского назначения:
- номер по процедуре 510(k), номер одобрения исследуемого изделия медицинского назначения (IDE) или номер регистрационного свидетельства (РМА).
Дополнительная информация, которую необходимо предоставить при отзыве иммунобиологических препаратов:
- номер лицензии;
- регистрационный номер;
- КОДЫ (идентификационные номера продукции);
- номер серии или изделия
(ПРИМЕЧАНИЕ: если указано «все серии» или продукции не присвоен код, объясните, как можно отличить не отозванную или вновь выведенную в обращение сфере торговли продукцию от той, которая подлежит отзыву. Поясните Вашу систему присвоения сериям кодовых номеров.);
- даты истечения срока годности, срока применения или предусмотренный срок хранения продукции;
-
- серийный номер (изделий медицинского назначения);
- универсальные товарные коды (штрих-коды).
- Информация о компании, отзывающей продукцию:
- наименование компании, адрес, город, штат/страна, почтовый индекс;
- уточните, кем является компания (производителем, импортером, посредником, перефасовщиком, дистрибьютором продукции, которая реализуется под собственной торговой маркой).
Контактная информация компании, отзывающей продукцию:
-
- фамилия, имя, отчество, номер телефона и факса, адрес электронной почты лица, с которым необходимо связываться по вопросам отзыва;
- фамилия, имя, отчество, номер телефона и факса ответственного лица, занимающего самую высокую руководящую должность в компании, отзывающей продукцию;
- Фамилия, имя, отчество, номера телефона и факса, адрес электронной почты лица, ответственного за связи с общественностью.
- ПРОИЗВОДИТЕЛЬ:
- наименование компании, адрес, город, штат/страна, почтовый индекс;
- регистрационный номер, присвоенный Управлением по пищевым продуктам и лекарственным средствам (при наличии).
- ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ, ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗА ПОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ/ПРОБЛЕМЫ:
- наименование компании, адрес, город, штат/страна, почтовый индекс.
- ПРИЧИНА ОТЗЫВА ПРОДУКЦИИ:
- детально поясните, какие дефекты или нарушения найдены в продукции;
- поясните, как дефект сказывается на действии/работе и безопасности продукции (смотрите также № 5 «Анализ риска для здоровья»);
- если причиной отзыва стало наличие чужеродного объекта, опишите размер, состав, твердость и остроту краев этого объекта;
- если причина отзыва — наличие загрязнителя (чистящего средства, машинного масла, паров краски), укажите уровень содержания загрязнителя в продукции. По загрязнителю предоставьте этикетки, список ингредиентов и паспорт безопасности веществ;
- если отзыв вызван несоответствием спецификациям на изделие, предоставьте эти спецификации и отчеты о всех проведенных исследованиях/тестах. Представьте копии всех результатов анализов образцов;
- если отзыв осуществляется из-за вопросов, вызванных маркировкой или ингредиентным составом, предоставьте верные и ошибочные этикетки, описания и рецептуры, пометив, какие из них правильные, а какие нет;
- объясните, каким образом возникла проблема и укажите дату (даты) ее возникновения;
- опишите, каким образом была обнаружена проблема, укажите дату обнаружения;
- пожалуйста, уточните, повлиял(а) ли дефект/проблема на все единицы отозванной продукции или только на часть партии, подлежащей отзыву;
- объясните, почему указанная проблема касается только тех единиц продукции или тех серий, которые заявлены к отзыву;
- предоставьте детальную информацию о жалобах, связанных с продукцией/проблемой:
- дату подачи жалобы;
- описание жалобы; укажите детальную информацию о полученных травмах или заболеваниях;
- соответствующий номер партии/серийный номер;
- жалобы, касающиеся изделий медицинского назначения:
вложите копии отчетов об изделиях медицинского назначения по форме MedWatch;
- если в процесс отзыва продукции вовлекался государственный орган, укажите его наименование и контактное лицо;
- отзыв лекарственных средств и ветеринарных препаратов (оригинальных и генерических):
— предоставьте подробную информацию обо всех полученных с мест экстренных отчетах по качеству продукции по форме Field Alert.
- АНАЛИЗ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ:
- пожалуйста, приведите Вашу оценку риска для здоровья, связанного с выявленными недостатками.
ПРИМЕЧАНИЕ: основанием для принятия решения об отзыве продукции может служить не только риск для здоровья. Недостаточный уровень качества и неправильная маркировка продукции, не создающие угрозу для здоровья, тем не менее тоже являются нарушениями законодательства; такая продукция должна быть отозвана.
- При отзыве человеческих тканей и иммунобиологических препаратов (в том числе и препаратов крови) из-за вопросов, связанных с критериями соответствия донора или с исследованиями на вирусологические маркеры, предоставьте копии следующих документов:
- форм скрининга донора;
- результатов анализов, включая результаты исследований вирусологических маркеров, касающихся подозреваемого препарата, результаты исследований на вирусные маркеры, проведенные при последующих заборах у донора, и результаты подтверждающих тестов (при наличии);
- Стандартные операционные процедуры, где указаны критерии приемки результатов скрининга донора и/или вирусологических исследований, несоответствие которым привело к отзыву продукции.
- ОБЪЕМ ОТЗЫВАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ:
- общее количество произведенной продукции;
- дата (даты) производства;
- количество, отправленное на дистрибуцию;
- дата (даты) дистрибуции;
- количество продукции, дистрибуция которой приостановлена отзывающей фирмой и ее оптовыми складами;
- предоставьте информацию о том, каким образом продукция содержится под карантином;
- укажите предполагаемое количество, находящееся в сфере торговли:
- у дистрибьюторов,
- в розничной торговле,
- в аптеках и ветеринарных заведениях (для препаратов),
- у потребителей (например, для изделий медицинского назначения);
-
- уточните статус/месторасположение реализованной продукции, если известны такие данные (например, «используется», «перелита», «имплантирован», «использован при производстве продукции» или «уничтожен»).
- СХЕМА ДИСТРИБУЦИИ:
- количество прямых счетов (клиентов, которым Вы непосредственно реализуете продукцию) с разбивкой по типам, например:
- оптовые базы/дистрибьюторы;
- перефасовщики;
- производители;
- розница/аптеки/ветеринарные учреждения;
- пользователи (изделий медицинского назначения — больницы, клиники, лаборатории);
- потребители (при продажах через интернет или по каталогам);
- грузополучатели в федеральном правительстве;
- грузополучатели заграницей (уточните, являются ли они оптовыми дистрибьюторами, розничными продавцами или потребителями);
-
- география дистрибуции, в том числе и заграницей;
- Предоставьте список грузополучателей (Ф.И.О. или название, адрес, город, штат/страну, Ф.И.О. контактного лица, номер телефона) региональному координатору по вопросам отзыва продукции в Вашем регионе. Не забудьте перечислить всех иностранных (в том числе и расположенных в Канаде) контрагентов и грузополучателей из числа государственных учреждений (государственные органы, подчиненные Министерству сельского хозяйства С.Ш.А., учреждения по делам ветеранов, Министерство обороны С.Ш.А.);
- Уточните, что представляет собой поданный список (а именно, это список клиентов, которым осуществлялись отгрузки отозванной продукции; список клиентов, которым реализована отозванная продукция; список клиентов, которым могла быть отгружена или реализована отозванная продукция, так как продажи осуществлялись в соответствующем временном диапазоне);
- Поставлялась ли продукция по государственным контрактам? Если поставлялась, укажите номер и дату контракта и дату его выполнения. Если не поставлялась, так и укажите;
- Поставлялась ли продукция по заказу федерального или местного учреждения или учреждения на уровне штата в рамках программы «Школьный обед»? Если поставлялась, предоставьте список грузополучателей, количество и даты продаж и отгрузок.
Кроме того, Вам рекомендуется известить об отзыве контрагентов, которые являются, как грузополучателями, так и плательщиками, чтобы
-
- Грузополучатели могли изъять продукцию по месту нахождения,
- А плательщики могли инициировать параллельный отзыв, если у них есть обязательства такого рода.
- СТРАТЕГИЯ ОТЗЫВА ПРОДУКЦИИ:
- укажите уровень в цепочке дистрибуции, на который распространяются мероприятия по отзыву продукции (а именно, оптовые базы/розница/аптека/пользователь из медицинского учреждения).
Если мероприятия по отзыву ограничиваются только уровнем оптовых баз и дистрибьюторов, рекомендуем Вам пояснить причину, почему не задействуется уровень учреждений розничной торговли/аптек.
- Уточните способ оповещения (а именно, по телефону, по электронной почте, через факсимильную связь). Целесообразно приложить уведомление в письменном виде, чтобы в архивах клиентов хранилась письменная фиксация данных, касающихся отзыва, и Ваши инструкции.
- Укажите, каким образом клиентам будут отправлены письма (например, срочной курьерской доставкой, почтовой отправкой первого класса, заказным письмом, при помощи факсимильной связи).
- Если первичное уведомление было сделано по телефону, предоставьте в Управление по пищевым продуктам и лекарственным средствам его письменную расшифровку.
- Если у Вас есть сайт в Интернете, Вы должны обдумать возможность публикации на сайте уведомления об отзыве продукции как дополнительной меры доведения этой информации до сведения общественности (примечание: рекомендуется не ограничиваться только этим способом уведомления клиентов).
- Предоставьте отчет о Ваших указаниях для контрагентов по обращению с отозванной продукцией.
- Фирме, отзывающей продукцию, полезно знать Ф.И.О. лица, ответственного за мероприятия по отзыву продукции, у каждого из грузополучателей. Отправив уведомление об отзыве на имя лица, отвечающего за мероприятия по отзыву продукции, Вы ускорите процесс отзыва и снизите вероятность того, что уведомление попадет не по адресу.
- Если продукция подлежит возврату, опишите механизм данного процесса.
- Поясните, создаст ли отзыв продукции дефицит на рынке, который может сказаться на потребителях.
- Предоставьте отчет о контроле за эффективностью процесса отзыва. Укажите, какими были Ваши действия в отношении клиентов, которые не прореагировали на отзыв.
См. http://www.accessdata.fda.gov/scripts/cdrh/cfdocs/cfcfr/CFRSearch.cfm
-
- Выработайте и представьте план действий в отношении дистрибьюторов, которые обанкротились.
- Опишите предложенный метод уничтожения, если таковой имеется.
- Если продукция подлежит «исправлению», укажите, где и каким образом это будет производиться. Пожалуйста, перед реализацией плана внесения исправлений предоставьте его региональному координатору Управления по вопросам отзыва в Вашем регионе. Любые исправления продукции должны проводиться в соответствии с применимыми требованиями действующей Надлежащей производственной практики.
- Опишите, каким образом можно будет идентифицировать исправленную продукцию и не путать ее с отозванными экземплярами (продукцией, не прошедшей исправления).
Кроме того, рекомендуем:
-
- Связаться с региональным координатором FDA по вопросам отзыва в Вашем регионе перед проведением уничтожения отозванной продукции. Управление по пищевым продуктам и лекарственным средствам рассмотрит предложенный Вами метод уничтожения и, возможно, решит послать сотрудника засвидетельствовать факт его проведения;
- Фирме, осуществляющая отзыв, и ее клиентам иметь в наличии соответствующим образом оформленную документацию, подтверждающую уничтожение продукции (независимо от того, засвидетельствован ли этот факт присутствием инспектора Управления);
- Чтобы исправления (например, в маркировку продукции) вносились на местах представителями фирмы, осуществляющей отзыв, или под их непосредственным наблюдением и контролем. Рекомендуется не перекладывать ответственность по внесению исправлений на местах на незаинтересованных лиц, таких как оптовые или розничные реализаторы. Что касается отозванных лекарственных препаратов, лекарственные средства с неверной маркировкой подлежат возврату в компанию, осуществляющую отзыв продукции, для замены этикеток.
- Свяжитесь с региональным координатором по вопросам отзыва в Вашем регионе перед выпуском в обращение исправленной продукции.