II. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЦЕЛЬ

A.    Общие положения

В августе 2002 года FDA провозгласило Фармацевтические CGMP в качестве «Инициативы 21-го века». В этой инициативе FDA объяснило намерение интегрировать системы качества и систему управления рисками в их существующих программах для внедрения современных и инновационных производственных технологий. Такую инициативу сGMP ускорил тот факт, что с момента последнего пересмотра принципов сGMP в 1978 году были достигнуты значительные успехи в развитии технологии производства, и произошли изменения в нашем понимании системы качества. Кроме того, многие производители фармацевтической продукции уже используют современные всесторонние системы качества и подходы к управлению рисками. Это Руководство предназначено для помощи производителям, которые внедряют современные системы качества и систему управления рисками, достичь соответствия с принципами CGMP FDA. Агентство также подчеркнуло необходимость гармонизации CGMP с другими неамериканскими фармацевтическими регулирующими системами и с собственными требованиями FDA к системе качества для изделий медицинского назначения. Это Руководство соответствует заявленным целям. Оно также поддерживает инициативы «метода критического пути», в рамках которого планируется создание новых, более эффективных лекарственных препаратов, способных обеспечить безопасное и эффективное лечение пациентов.

Для сравнения текущих требований CGMP, в которых имеется ссылка на определенные элементы менеджмента качества и другие существующие системы менеджмента качества, — в рамках организационного комитета «CGMP Инициатива 21-го века» – была создана рабочая группы по подготовке Руководства по системе качества (рабочая группа QS).

Рабочая группа QS выделила взаимосвязь между правилами сGMP (части 210 и 211 и Преамбула 1978 к правилам сGMP[1]) и различными моделями системы качества, такими как инспекционная программа производства лекарственных средств (т.е., системы основанные на инспекционной программе)[2], Руководство Управления по охране окружающей среды для разработки систем качества в рамках экологических программ, стандарты Качества ISO, другие публикации по качеству и опыт, полученный от нормативных ситуаций. Рабочая группа выявила, что хотя правила сGMP и являются более гибкими, они явным образом не включают все элементы, которые сегодня составляют большинство систем менеджмента качества.

Правила CGMP и другие системы менеджмента качества несколько отличаются между собой по организации и составным элементам, однако, они довольно схожи и имеют общие основные принципы. Например, в правилах CGMP делается акцент на контроль качества. Развиваемые в последнее время системы качества, в качестве дополнения к контролю качества, больше внимания уделяют менеджменту качества, обеспечению качества и инструментам управления рисками по качеству. Рабочая группа QS решила, что будет крайне полезно изучить, как именно правила сGMP и элементы современных всесторонних систем качества соотносятся в современной производственной среде. Данное Руководство является результатом такого исследования.

B.    Цель Руководства

В Руководстве описывается модель всесторонней системы качества, которая позволит производителям внедрить современную эффективную систему качества, отвечающую принципам сGMP. Руководство демонстрирует, каким образом и где можно применять элементы такой модели в рамках требований сGMP.

Врожденная гибкость правил сGMP позволит производителям внедрять систему качества в той форме, которая является адекватной для их конкретных операций.

Общая концепция, которая четко сформулирована в правилах сGMP и современных системах качества:

Качество должно быть встроено в препарат, и для его гарантирования нельзя полагаться только на испытания при контроле качества.

Данное Руководство предназначено для объединения принципов, заложенных в правила 1978 года и современного понимания систем качества. В дополнение к инициативам FDA, данное Руководство подготовлено, исходя из следующих соображений:

  • Система качества предназначена для обеспечения высокого качества лекарственных средств, назначаемых пациентам врачами, в государственном и частном секторах обращения ЛС. Хорошо организованная система качества будет способствовать уменьшению количества отзывов и возвратов продукции, а также предотвращать попадание дефектных препаратов на рынок.
  • Правила сGMP могут быть расширены и гармонизированы с другими применяемыми системами управления качеством, включая ISO 9000 и требования фармацевтического управления качеством, за пределами США и требованиями FDA к системам управления качеством для изделий медицинского назначения. Данное Руководство является первым шагом к выделению общих элементов правил сGMP и систем управления качеством. С глобализацией фармацевтического производства и расширением распространения лекарственных средств и комбинированных биологических продуктов крайне желательно объединение принципов управления качеством в различных сферах и среди различных типов продуктов.
  • FDA пришло к выводу, что современные системы качества, наряду со знанием производственного процесса и свойств препарата, использованием эффективной практики управления рисками, может позволить самостоятельно вносить изменения, связанные с коммуникациями, оборудованием и процессами без предварительного одобрения регулирующих органов. Производители, имеющие эффективную систему качества и достаточный уровень знаний по процессу, могут внедрить достаточное количество усовершенствований. Помимо этого, эффективная система качества, понижая риск производственных проблем, может способствовать сокращению количества и продолжительности инспекций со стороны FDA.
  • Система качества может обеспечить необходимый уровень «спланированного качества»[3], начиная от разработки и далее на протяжении всего жизненного цикла препарата, непрерывного совершенствования продукта, управления рисками в производственном процессе. Производители могут адаптировать систему качества к конкретным условиям, принимая во внимание масштабы производства, сложности процессов и соответствующее использование готовых ресурсов.

C.    Назначение Руководства

Данное Руководство предназначено для производителей лекарственных препаратов (ГЛС), включая продукты, которые контролируются Центром Оценки и Исследования Биопрепаратов (CBER), Центром Оценки и Исследования Лекарственных средств (CDER) и Центром Ветеринарии (CVM). Также, Руководство может быть полезным для производителей ингредиентов (включая активные фармацевтические ингредиенты), которые используются в производстве таких лекарственных препаратов.

Этот документ не предназначен для введения новых требований к фармацевтическому производству, которые выходят за пределы требований, установленных в действующих нормативных требованиях, а также не предназначен быть в качестве руководящих принципов при проведении инспекций FDA. Документ объясняет, как использование целостных систем качества может помочь производителям достичь соответствия требованиям 21 CFR 210 и 211. Хотя рабочей группой QS и было выявлено, что многие из элементов системы качества совпадают с требованиями CGMP, но все же некоторые из них не выполняются. Агентство ожидает от производителей соответствия правилам CGMP, и инспекционная программа FDA также остается соответствовать данным правилам.

D.   Структура данного Руководства

Для обеспечения предприятий понятным справочным материалом, модель системы качества, описанная в разделе IV данного Руководства, соответствует принятой структуре международных стандартов качества. В основные разделы модели включены:

  • Обязанности руководства (ключевого менеджмента);
  • Ресурсы;
  • Производственные операции;
  • Действия по оцениванию.

В каждом из этих разделов обсуждены ключевые элементы, характерные для современных систем качества. Если элемент соответствует правилам сGMP, это отмечено. В некоторых случаях, конкретное требование сGMP обсуждено более подробно, поскольку это имеет отношение к элементам системы качества. В конце каждого раздела представлена таблица, в которой указаны элементы системы качества по данному разделу и правила сGMP, которым они соответствуют.

Словарь терминов (глоссарий) представлен в конце данного Руководства.

[1] См. ссылку 1) (имеется в виду раздел «Ссылки» в данном Руководстве – прим. «ВИАЛЕК»)

[2] См. ссылку 2) (имеется в виду раздел «Ссылки» в данном Руководстве – прим. «ВИАЛЕК»)

[3] См. руководство ICH Q8 «Фармацевтическая разработка»